STAGE (Science & Technological Art Graduate Exhibition) — сцена для представления дипломных проектов студентов магистратуры Art&Science. Экспонируемые работы созданы в трансдисциплинарной логике и включают в себя биологические исследования, технологические эксперименты и формальные поиски.
События последнего года значительно сместили телесные границы, изменив не только опыт проживания пространства, но и образ (в)чувствования. В условиях, когда близость сменилась дистанцией, касания — взглядом, а участие — отстранённым наблюдением, на привычной сцене взаимодействий обнажились пустоты, скрывающиеся за воображаемыми сценариями будущего.
Поиск утраченных переживаний и попытки смоделировать альтернативные способы совместного существования на выставке оказываются сопредельны театральному опыту. Театр выступает метафорой игровых экспериментов и спекуляций, где занавес служит для зрителя границей между вымыслом и реальностью. На выставке за ним разыгрывается неоднозначность и запутанность руинированного настоящего. В галерее каждый проект выступает отдельной сценой, разворачивающей перед зрителем многообразие научно-технологического дискурса. На пересечении аналоговых и цифровых миров возникает иммерсивная художественная чувственность, заменяющая замкнутую театральную репрезентацию сонастройкой и присутствием.
За занавесом посетитель становится элементом сложной сети отношений, где динамика среды формирует опыт совместного проживания и (в)чувствования, в котором человек словно оказывается одновременно на сцене и в зрительном зале, наблюдая и (со)участвуя. Материализация собственной чувственности в медиа-среде (Л. Андрущенко «Прикосновение»), попытка услышать собственное Я («LOOKLOUD» М. Михайлова) или «расширение» сенсорного опыта (Д. Зотова «Sense mode») — становятся способом определить новые границы субъекта. Поиски всесвязного проживания мира можно продолжить, став единым целым с вездесущей кибернетической информационной сетью (Г. Киргизов «Киберриза»); с помощью проживания ранее недоступного опыта, выходящего за рамки человека (С. Осбанова «Я — Другой») или поиска научных оснований практики заботы, базирующейся на симбиотическом становлении (П. Белокриницкая). При этом технологии являются интегральным элементом подобных отношений и выступают в роли связующего звена в пространстве множественных связей, проникая в культурные процессы (Ю. Кузьмина-Грёза «Нейротаро») и обращаясь к витальности материи через агентность технологий (PHYSDYS «Psychosomasys»).
Неограниченные масштабы спекулятивного мышления позволяют представленным проектам строить возможные сценарии будущего, не игнорируя настоящее, но находя элементы утопии в повседневных практиках и в жизни с другими.
Христина Отс, Ася Каплан