Галерея Марины Гисич Санкт-Петербург, наб. Реки Фонтанки, д. 121
Дата:
07.12.2021 - 23.01.2022
Описание
НИИ "Параприрода" возник в результате взаимодействия трех институций: Центра Art&Science ИТМО, платформы Masters Digital и Marina Gisich Projects.
Ядро деятельности НИИ составляет изучение параприроды, обнаруженной в результате длительных наблюдений за противостоянием «первой», естественной, природы и "второй" — опосредованной человеческой историей.
В залах галереи молодые исследователи (студенты и выпускники магистратуры Искусство и Наука Университета ИТМО) демонстрируют артефакты столкновения двух парадигм, воплощением которого становится новый параприродный миф. Расколдовывание мира, спровоцированное утверждением рационального порядка, привело к отказу от представлений о природе как о потусторонней и непостижимой силе. Вера в универсальность научной интерпретации превратила мир в измеряемый массив данных, подчиненный логике редукции и систематизации. Новый расколдованный мир отказался от мистицизма в пользу современного мифа — формализма и научной репрезентации.
Природа, представленная как объект исследования, оказалась расколота: сущность предмета отделилась от «универсальных» характеристик, измеряющих и репрезентирующих его.
Стремясь вернуть объект самому себе, НИИ (Наука и Искусство) осуществляет попытку нового заколдовывания. В основе функционирования института лежит отмена разделения реального и спекулятивного, рационального и мистического, природного и технологического. На место исключения объекта из научного эксперимента приходит принцип солидарности с объектом посредством открытости художественного жеста, свободного от рамок категоризаций. В НИИ «Параприрода» диалог науки и искусства становится формой саморефлексии и взаимного переосмысления, высвобождающей скованный за бюрократическим порядком художественный потенциал науки. Через смену методов, масштабов и дистанций, исследователи НИИ пытаются преодолеть разрыв между чувствами и разумом, «первой» и «второй» природой, представляя параприроду, мифологизированную через науку и технологии.
Фотогалерея
Фрагменты экспозиции проекта НИИ «Параприрода»
Ася Каплан и Христина Отс
Александр Погребняк, Антон Щеголев. BREAK-IN, 2021
"BREAK-IN”— это медиа-археологическое исследование пространства информационного хаоса. Появившееся в ходе человеческой деятельности, оно в скором времени выделилось в самостоятельную систему, где каждый может оставить свой след. Информационный поток обладает подобием "мышления" и развивается по внутренним законам, ускользающим от прямого анализа ввиду его хаотичности и экспоненциального роста. Взаимодействие цифровых и аналоговых медиа в инсталляции позволяет обнаружить область пересечения различных хронологических и географических пластов, приборов и сообщений пользователей. "BREAK-IN” выступает каналом связи с миром хаоса: художники предлагают зрителям исследовать это призрачное пространство через главный медиум работы — звук. Аудиопоток представляет собой воспроизведение фрагментов звукового окружения по ту сторону реального времени. Некоторые записи сгенерированы нейросетью, другие — обрывки радиопереговоров и полевых записей. С помощью синтеза аналоговых и цифровых технологий звуковые сообщения переводятся в визуальную форму и возникают на экранах осциллографов, представляя образы, выхваченные из бесформенного информационного потока.
Павлина Белокреницкая. Спекулятивное исследование межвидовой коммуникации между птицами и растениями: серия объектов, 2021
Как общаются между собой растения, птицы и технологии, что важно для их взаимодействия и почему они друг другу необходимы? Согласно теории симбиогенеза, виды выживают не за счет борьбы, а за счет кооперации. Именно взаимодействие и сосуществование являются движущими силами эволюции. В данной работе художественные объекты создают экосистему будущего, в основе которой лежит идея взаимовыгодных отношений — от растения к птице и наоборот. Искусственное перо является примером ответной практики заботы — от растения к птице. Обращаясь к теме инвалидности птиц, художница исследует новые способы восстановления утраченного оперения с помощью растительных тканей. Децеллюляризированный лист растения — лист, очищенный от клеточных компонентов — в проекте служит каркасом для конструирования нового пера. Путем замены компонентов растительной клетки на химический состав птичьего оперения и добавления витаминного комплекса возможно восстановить способность птиц к полетам. Естественно-технологическим фоном экосистемы служит пение кореллы, сгенерированное нейросетью на основе записей пения домашних корелл. Стирая границы между природным и технологическим, проект предлагает альтернативный сценарий симбиотического будущего, в основе которого лежит забота.
София Осбанова. Я — Другой, 2021
В проекте представлены воспроизведенные в лабораторных условиях слезы трех классов животных — рептилий, птиц и млекопитающих — как символ их ускользающей чувственности, которую нам не дано постичь и которая не дана животным быть прожитой через плач. Через нанесение воспроизведенных по составу слез животных мы обращаемся к опыту Другого, оплакивая невозможность его постижения.
София Осбанова. Я — Другой, 2021
В проекте представлены воспроизведенные в лабораторных условиях слезы трех классов животных — рептилий, птиц и млекопитающих — как символ их ускользающей чувственности, которую нам не дано постичь и которая не дана животным быть прожитой через плач. Через нанесение воспроизведенных по составу слез животных мы обращаемся к опыту Другого, оплакивая невозможность его постижения.
Александр Погребняк, Антон Щеголев. BREAK-IN, 2021
"BREAK-IN”— это медиа-археологическое исследование пространства информационного хаоса. Появившееся в ходе человеческой деятельности, оно в скором времени выделилось в самостоятельную систему, где каждый может оставить свой след. Информационный поток обладает подобием "мышления" и развивается по внутренним законам, ускользающим от прямого анализа ввиду его хаотичности и экспоненциального роста. Взаимодействие цифровых и аналоговых медиа в инсталляции позволяет обнаружить область пересечения различных хронологических и географических пластов, приборов и сообщений пользователей. "BREAK-IN” выступает каналом связи с миром хаоса: художники предлагают зрителям исследовать это призрачное пространство через главный медиум работы — звук. Аудиопоток представляет собой воспроизведение фрагментов звукового окружения по ту сторону реального времени. Некоторые записи сгенерированы нейросетью, другие — обрывки радиопереговоров и полевых записей. С помощью синтеза аналоговых и цифровых технологий звуковые сообщения переводятся в визуальную форму и возникают на экранах осциллографов, представляя образы, выхваченные из бесформенного информационного потока.
Лаура Родригез, Евгений Хлопотов. Ghost Plants, 2021
Проект представляет собой инсталляцию из трех ваз с децеллюляризованными цветами и видео, позволяющего заглянуть в посмертные сны растений. Техника децеллюляризации используется при работе с биологическими тканями и представляет собой метод удаления их клеточного содержимого — основного свойства живого. В результате децеллюляризации от изначального организма остается лишь пустая форма, открытая как к научному, так и к художественному переосмыслению. В проекте Ghost Plants художники обращаются к поиску сущности растения, предлагая исследовать возможность возрождения растительной жизни после смерти. Наличие у растений коммуникации — обмена информацией — и их способность ощущать прикосновения и свет художники предлагают трактовать как проявление «растительной души».
BIOROBOTY 019, Никакого роста, 2020
На фотографиях представлены результаты эксперимента по печати DIY био-принтером. Вместо традиционных чернил в проекте были использованы бактерии Escherichia coli с экспрессированной последовательностью GFP. GFP (green fluorescent protein) — это белок, выделенный из медузы Aequorea victoria, который флуоресцирует при применении освещения зеленого диапазона: от синего до ультрафиолетового. В лаборатории печать заданного изображения была произведена на поверхности питательной среды в стерильных чашках Петри. С помощью биотехнологий художницы обращаются к проблемам границ, локальности и роста. Любой провинциальный городок похож на бактериальную среду в чашке Петри. Рост (или его отсутствие) проходит внутри искусственных политических, экономических и культурных границ. Открытие или размытие этих границ, с одной стороны, приводит к вторжению враждебной жизни и увяданию «местной» культуры. С другой стороны — становится новым жизнеобразующим узлом.
Фрагмент экспозиции проекта НИИ «Параприрода»
Кураторы Ася Каплан и Христина Отс
Александр Погребняк, Антон Щеголев. BREAK-IN, 2021
"BREAK-IN”— это медиа-археологическое исследование пространства информационного хаоса. Появившееся в ходе человеческой деятельности, оно в скором времени выделилось в самостоятельную систему, где каждый может оставить свой след. Информационный поток обладает подобием "мышления" и развивается по внутренним законам, ускользающим от прямого анализа ввиду его хаотичности и экспоненциального роста. Взаимодействие цифровых и аналоговых медиа в инсталляции позволяет обнаружить область пересечения различных хронологических и географических пластов, приборов и сообщений пользователей. "BREAK-IN” выступает каналом связи с миром хаоса: художники предлагают зрителям исследовать это призрачное пространство через главный медиум работы — звук. Аудиопоток представляет собой воспроизведение фрагментов звукового окружения по ту сторону реального времени. Некоторые записи сгенерированы нейросетью, другие — обрывки радиопереговоров и полевых записей. С помощью синтеза аналоговых и цифровых технологий звуковые сообщения переводятся в визуальную форму и возникают на экранах осциллографов, представляя образы, выхваченные из бесформенного информационного потока.
Павлина Белокреницкая. Спекулятивное исследование межвидовой коммуникации между птицами и растениями: серия объектов, 2021
Как общаются между собой растения, птицы и технологии, что важно для их взаимодействия и почему они друг другу необходимы? Согласно теории симбиогенеза, виды выживают не за счет борьбы, а за счет кооперации. Именно взаимодействие и сосуществование являются движущими силами эволюции. В данной работе художественные объекты создают экосистему будущего, в основе которой лежит идея взаимовыгодных отношений — от растения к птице и наоборот.Искусственное перо является примером ответной практики заботы — от растения к птице. Обращаясь к теме инвалидности птиц, художница исследует новые способы восстановления утраченного оперения с помощью растительных тканей. Децеллюляризированный лист растения — лист, очищенный от клеточных компонентов — в проекте служит каркасом для конструирования нового пера. Путем замены компонентов растительной клетки на химический состав птичьего оперения и добавления витаминного комплекса возможно восстановить способность птиц к полетам. Естественно-технологическим фоном экосистемы служит пение кореллы, сгенерированное нейросетью на основе записей пения домашних корелл. Стирая границы между природным и технологическим, проект предлагает альтернативный сценарий симбиотического будущего, в основе которого лежит забота.
София Осбанова. Я — Другой, 2021
В проекте представлены воспроизведенные в лабораторных условиях слезы трех классов животных — рептилий, птиц и млекопитающих — как символ их ускользающей чувственности, которую нам не дано постичь и которая не дана животным быть прожитой через плач. Через нанесение воспроизведенных по составу слез животных мы обращаемся к опыту Другого, оплакивая невозможность его постижения.
София Осбанова. Я — Другой, 2021
В проекте представлены воспроизведенные в лабораторных условиях слезы трех классов животных — рептилий, птиц и млекопитающих — как символ их ускользающей чувственности, которую нам не дано постичь и которая не дана животным быть прожитой через плач. Через нанесение воспроизведенных по составу слез животных мы обращаемся к опыту Другого, оплакивая невозможность его постижения.
Александр Погребняк, Антон Щеголев. BREAK-IN, 2021
"BREAK-IN”— это медиа-археологическое исследование пространства информационного хаоса. Появившееся в ходе человеческой деятельности, оно в скором времени выделилось в самостоятельную систему, где каждый может оставить свой след. Информационный поток обладает подобием "мышления" и развивается по внутренним законам, ускользающим от прямого анализа ввиду его хаотичности и экспоненциального роста. Взаимодействие цифровых и аналоговых медиа в инсталляции позволяет обнаружить область пересечения различных хронологических и географических пластов, приборов и сообщений пользователей. "BREAK-IN” выступает каналом связи с миром хаоса: художники предлагают зрителям исследовать это призрачное пространство через главный медиум работы — звук. Аудиопоток представляет собой воспроизведение фрагментов звукового окружения по ту сторону реального времени. Некоторые записи сгенерированы нейросетью, другие — обрывки радиопереговоров и полевых записей. С помощью синтеза аналоговых и цифровых технологий звуковые сообщения переводятся в визуальную форму и возникают на экранах осциллографов, представляя образы, выхваченные из бесформенного информационного потока.
Лаура Родригез, Евгений Хлопотов. Ghost Plants, 2021
Проект представляет собой инсталляцию из трех ваз с децеллюляризованными цветами и видео, позволяющего заглянуть в посмертные сны растений. Техника децеллюляризации используется при работе с биологическими тканями и представляет собой метод удаления их клеточного содержимого — основного свойства живого. В результате децеллюляризации от изначального организма остается лишь пустая форма, открытая как к научному, так и к художественному переосмыслению. В проекте Ghost Plants художники обращаются к поиску сущности растения, предлагая исследовать возможность возрождения растительной жизни после смерти. Наличие у растений коммуникации — обмена информацией — и их способность ощущать прикосновения и свет художники предлагают трактовать как проявление «растительной души». В проекте они создают новое измерение вегетативного существования, по ту стороны жизни. С помощью технологического опосредования осуществляется фантасмагорическое воскрешение опустевших вегетативных структур, переводя жизнь на новый уровень цифрового существования.
BIOROBOTY 019. Никакого роста, 2020
На фотографиях представлены результаты эксперимента по печати DIY био-принтером. Вместо традиционных чернил в проекте были использованы бактерии Escherichia coli с экспрессированной последовательностью GFP. GFP (green fluorescent protein) — это белок, выделенный из медузы Aequorea victoria, который флуоресцирует при применении освещения зеленого диапазона: от синего до ультрафиолетового. В лаборатории печать заданного изображения была произведена на поверхности питательной среды в стерильных чашках Петри. С помощью биотехнологий художницы обращаются к проблемам границ, локальности и роста. Любой провинциальный городок похож на бактериальную среду в чашке Петри. Рост (или его отсутствие) проходит внутри искусственных политических, экономических и культурных границ. Открытие или размытие этих границ, с одной стороны, приводит к вторжению враждебной жизни и увяданию «местной» культуры. С другой стороны — становится новым жизнеобразующим узлом.
Кураторы
Христина Отс
Куратор Центра Art&Science
Ася Каплан
Куратор публичных образовательных программ
Центра Art&Science
Художники
Александр Погребняк, Антон Щеголев, Лаура Родригез, Евгения Хлопотов, Павлина Белокриницкая, София Осбанова, BIOROBOTY 19