Радиация оставляет следы — на перьях, костях и поколениях. Инсталляция состоит из серии снимков перьев птиц, полученных методом аналоговой авторадиографии — технологии, позволяющей находить и визуализировать следы радиоактивного загрязнения. Помещенный на рентгеновскую пленку образец со временем оставляет на ней видимый отпечаток, отражающий места накопления радиоактивных элементов (радионуклидов).
Еще одна часть проекта — скульптуры, изображающие части скелета птицы. Здесь авторы исследуют влияние радиации на живые организмы и пытаются представить, как птицы могут измениться в далеком будущем под длительным воздействием радиации. Опираясь на реальные научные данные о патологиях, вызванных ионизирующим излучением в человеческих костях, художники создают спекулятивные сценарии возможной адаптации скелета птиц: усиление костной структуры, ее частичный распад или появление неожиданных компенсаторных образований.
Начало проекту положил ряд исследований, проведенных в зонах радиационных катастроф. Например, согласно исследованию Британского экологического общества (2014), дикие птицы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС постепенно адаптируются к радиации с помощью физиологических реакций. Среди них — изменение цвета оперения (частичный альбинизм) и деформации костей. Это показывает, что радионуклиды не просто загрязняют экосистемы, но и на тонком уровне определяют генетическую судьбу видов.
Художники подчеркивают, что радиация часто воспринимается обществом как исключительная катастрофа, хотя на самом деле она является остаточным явлением технологического прогресса. Основными источниками радионуклидов в атмосфере сегодня являются не только аварии на атомных станциях, но и работа угольных электростанций и других промышленных процессов сжигания топлива. Не давая однозначных оценок последствиям текущих и будущих изменений, художники приглашают зрителей к диалогу о преобразующей силе невидимого воздействия радиации на жизнь на Земле.
Проект создан в сотрудничестве с Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ)