4 июня в Западном павильоне Михайловского замка начинает работу экспозиция «Машины эмпатии» – выставка дипломных работ выпускников магистратуры Art & Science Университета ИТМО. Здесь будут представлены арт-проекты современных художников, работающих с научно-технологическим искусством: интерактивные инсталляции, роботические системы, биологические объекты, тактильные карты и многое другое.
Выставка «Машины эмпатии» исследует, как в искусстве новых медиа пересекаются человеческие эмоции, технологии, машинный интеллект и биологические процессы. Она поднимает ключевые вопросы: что значит быть эмпатичным в эпоху технологического прогресса? Как цифровые системы влияют на способность человека к сопереживанию? Могут ли машины не только имитировать, но и усиливать наши чувства, делая нас более человечными?
В XXI веке образ машины перестает быть жёстко механистическим. Гонконгский философ Юк Хуэй предлагает переосмыслить его. Философ считает, что современные машины уже не похожи на простые механизмы прошлого, такие как паровой двигатель XIX века. Сегодня мы сталкиваемся с технологиями, которые становятся похожи на живые организмы. Хуэй рассуждает о том, что мы больше не живем в эпоху технической воспроизводимости, о которой писал философ Вальтер Беньямин в первой трети XX века: когда, например, фотография или печатная машина просто создавали точные копии оригинала. Вместо этого мы вошли в эпоху цифровой воспроизводимости, которую он называет «рекурсивной». Это значит, что каждое цифровое воспроизведение немного отличается от предыдущего и способно постоянно изменяться и развиваться.
Такой процесс напоминает то, как размножаются живые существа — растения и животные, — где каждое новое поколение немного отличается от предыдущего и постепенно меняется. Однако в случае цифровых технологий изменения происходят гораздо быстрее и могут быть более значительными. Таким образом, современные технологии становятся все более похожими на живые организмы — они способны меняться, развиваться и адаптироваться.
Эта новая природа технологий также открывает совершенно иные возможности для взаимодействия с человеком. Если раньше мы воспринимали машины как пассивные инструменты, то сегодня они становятся активными участниками нашего эмоционального опыта и диалога о заботе и привязанности. Искусство, в свою очередь, раскрывает новые способы сопереживания, создавая условия для живого отклика на проблемы самого разного уровня. Алгоритмы и биокибернетические системы как часть художественных проектов не просто анализируют эмоции, но и вовлекают зрителя в новые формы эмпатии.
Шестая по счету дипломная выставка магистратуры Art & Science — о том, как идеи, связанные с наукой и новыми технологиями, меняют структуру нашего общества. Как правило, это не инструкция для студентов, как работать с определенными темами, а попытка осознать те основные направления мысли и пластических решений, которые интересны художникам нового поколения.