Современность ставит нас перед лицом экологических проблем: изменение климата, сокращение биоразнообразия, интенсификация сельского хозяйства, деградация почв. Достигнув критической точки, отношения между человеком и природой нуждаются в глубоком переосмыслении. Это требует способности помыслить себя частью природы, а природу — сложной системой непрерывного межвидового взаимодействия. Истоки современного экологического мышления прослеживаются в науке о почвах, разработанной В.В. Докучаевым. Он предложил рассматривать почву как ассамбляж, возникающий в результате взаимодействия живого и косного вещества. Рассматривая почву как системный феномен, Докучаев подчеркивал равноценность вклада биотических и абиотических акторов не только в почвообразование, но и в со-творение эволюционной истории. В работах В.И. Вернадского подход Докучаева приобрел планетарные масштабы: учение о биосфере отводит живым организмам, в первую очередь человеку, ведущую роль в преобразовании планеты. Такое положение требует трансформации разума из состояния «разума-для-себя» в «разум-для-Земли».
Заземление — это перефокусировка взгляда, поиск новой связи с тем, что находится под нашими ногами. Заземление — это нейтрализация разрушительного потенциала технологий. Синтез природного и технологического — это не фантазия о будущем, а данность настоящего. Это ответственность за взращивание симбиотехнологических всходов на месте борьбы между созданным человеком и сотворенным природой. Сотканная из симбиотических связей ткань почвы может послужить вдохновением и фундаментом для реализации этой ответственности.
Наследием Докучаева стал музей почвоведения, основу коллекции которого составляют разнообразие почв и история их образования. Почвенные монолиты хранят следы динамичных процессов прошлого: они формируют особую, застывшую, темпоральность музея, где каждый экспонат является фиксацией истории. Включение дополнительного художественного слоя в постоянную экспозицию позволяет инициировать диалог между прошлым и будущим, глобальным и локальным, посетителями и музейными экспонатами. Отказываясь от обобщений и дистанцирования, выставка предлагает обратиться к отдельным локациям и способам их чувственного восприятия; к связи между человеком и почвой как к процессу циркуляции заботы, опосредованной технологиями; и к будущему, где научная мысль становится геологической силой, формирующей реальность, а материальные основания определяют мышление.
Проект «Заземление» является частью фестиваля Ars Electronica — одного из крупнейших мировых событий в области технологического искусства и сайнс-арта. Фестиваль
Ars Electronica проходит с 1979 года в городе Линц. В 2020 году Ars Electronica впервые вышла за пределы Линца – события фестиваля проходили в десятках городов по всему миру. Тема Ars Electronica 2021 года –
'A New Digital Deal': цифровизация как новый вызов для общества. В условиях стремительных изменений, когда технологии все глубже пронизывают и трансформируют реальность, пришло время переосмыслить основания неустойчивого цифрового мира и найти в нем новую точку опоры.