арт-проекты
::VTOL::
J2000.0
J2000.0 — название текущей эпохи в астрономии и определенный момент времени (1 января 2000 года). Эта стандартная эпоха служит основой для вычисления координат астрономических объектов и предсказания их положения в будущем.

Одноименный объект моделирует движение звезд в двух семикратных кластерных звездных системах –– единственных с таким большим количеством звезд: Ню Скорпиона и AR Кассиопеи. Две группы вращающихся с разной скоростью дисков соответсвуют количеству звезд в этих системах. Они меняют свою скорость согласно математической модели, основанной на теоретических расчетах своих гравитационных взаимодействий.

Вращение дисков создает фазовое взаимовлияние, периодически прерывающее поток света от подведенных к дискам оптиковолоконного кабеля и яркого светодиода. Возникающее мерцание суммируются единой матрицей. После чего матрица преобразует световые импульсы в электрические сигналы, которые генерируют бесконечный звуковой ряд.

Полученное звучание –– результат инженерных поисков и одновременно поэтическое повествование о далеких космических мирах, недостижимых для человека, но материализованных в форме спектральной звуковой симфонии.
Ильдар Якубов
/root_cave
Аудиовизуальная инсталляция (нейросетевая графика и виртуальный модульный синтезатор)

Иммерсивная инсталляция /root_cave приглашает совершить аудиовизуальное путешествие по истории университета ИТМО, субъективно рассмотренной художником вмодульного синтезатора VCV Rack.


Новый контексте развития науки в СССР и России. В основе виртуального пространства лежат данные, отражающие трансформацию структуры университета и аффилированные с ним достижения. Эта информация была собрана студентами и сотрудниками ИТМО из открытых источников (Википедия, соцсети) и затем проанализирована автором для поиска общих точек - важных событий, оставивших свой цифровой след. Полученный список ключевых фраз прошел сквозь множество алгоритмов машинного обучения, комбинируемых друг с другом в разном порядке. Звуковое сопровождение работы создается в реальном времени при помощи


Иммерсивная инсталляция /root_cave — аудиовизуальное путешествие сквозь историю Университета ИТМО, рассмотренную в контексте развития науки от советских времён до современной России. Основу виртуального пространства образуют данные, отражающие трансформацию структуры университета и ключевые этапы его существования. Цифровые следы научной жизни ИТМО были собраны его студентами и сотрудниками из открытых источников, а затем проанализированы автором для обнаружения наиболее значительных событий. Полученный список ключевых фраз, прошедший сквозь различные комбинации алгоритмов машинного обучения, образует визуальное наполнение пространства. Погружение в исторические процессы дополнено звуковым сопровождением, которое создается в реальном времени при помощи модульного синтезатора VCV Rack


Борис Шершенков
Digitoscope ITMO
Медиаскульптура (акрил, металл, электроника)


Программирование - Полина Шершенкова

Консультант - Максим Валерьевич Хлопотов, заместитель декана факультета информационных технологий и программирования ИТМО


Digitoscope ITMO — это устройство для оптического анализа образца цифрового «первичного бульона», капли из информационного океана сети Интернет. Digitoscope ITMO позволяет наблюдать процессы формирования потоков данных и возникновения цифровых реакций, приводящих к самоорганизации данных в informacules –– предшественников виртуальных пост-биологических форм жизни. Устройство переводит данные из Scopus о публикационной активности Университета в двумерные визуальные структуры, которые заимствуют логику развития эволюционных клеточных автоматов. Такая визуализация позволяет взглянуть на роль ИТМО в информационной экосистеме современной науки, в то время как последовательное преобразование полученных визуальных структур в акустические поля позволяет услышать недоступные для зрительного восприятия закономерности развития и движения в академическом поле.


Анастасия Лукута
16.22.CO2
Инсталляция (акрил, стекло) Проект разрабатывался в качестве выпускной работы в рамках магистерской программы «Da. Цифровое искусство в ДВФУ» под руководством куратора, мета-художницы и архитектора Марии Купцовой и кандидата философских наук Натальи Малковой. Проект реализовывался при участии научного консультанта Александра Каганского – кандидата биологических наук, специалиста в области генетики, молекулярной и клеточной биологии.


Инсталляция 16.22.CO2 обращается к альтернативным, нечеловеческим системам коммуникации. Мы привыкли считать, что развитые коммуникативные системы существуют исключительно у людей. Тем не менее в природе встречается множество комплексных методов коммуникации различных подвидов, которые разрешают жизненно важные функции и обеспечивают здоровье экосистемы.

Одним из подобных примеров выступает межвидовая коммуникация обитателей леса, в основе которой лежит работа грибного организма — мицелия. В естественной среде обитания мицелий выступает своеобразным «интернетом леса»: он является посредником передачи данных между растениями.

На сегодняшний день разработки в этой области ведутся как в гуманитарных, так и в естественных науках. Однако теоретические концепции не находят отражения внутри современных реалий. В проекте художница поднимает вопрос: изменится ли наш мир, если мы найдем ключ к пониманию нечеловеческой коммуникации? Сможем ли принимать более устойчивые решения, которые учитывали бы экологические и этические аспекты межвидового сосуществования? Разработанная художницей гибридная инсталляция выступает интерфейсом биохимической коммуникации, основанным на процессе обмена CO2 (углекислого газа) между человеком и мицелием.
Ольга Киселева
Призрачный лес
Инсталляция (видеопроекции, семена из археологических раскопок в крепости Масада, золото).




Проект «Призрачный лес» посвящен восстановлению исчезнувших растений.

Используя воссозданные археоботаниками виды растений, «Призрачный лес» соединяет древний и современный мир, передавая информацию из прошлого в будущее и наоборот.

Благодаря работе биолога, доктора Эллен Соловей, через 1500 лет после полного исчезновения вида был выведен уникальный образец пальмы, названный французскими учеными «Мафусаил». Растение выросло из семени древней пальмы, найденной командой Ольги Киселевой на развалинах крепости Масада.

Художница размышляет о возможности воссоздания древнего пейзажа как о способе возместить ущерб, нанесенный природе человечеством. Призрачный лес создает образы возможного ближайшего будущего: всего через двадцать лет мы сможем прогуляться среди «воскрешенных» видов, наслаждаясь пением гнездящихся птиц, слушая шелест листьев и вдыхая утраченный и вновь обретенный аромат плодов финиковой пальмы «Мафусаил».

Григорий Киргизов
Киберриза
Корни, ламинарный бокс, оптоволокно, код симуляции слизевика (GLSL), генеративные видео и звук (Touch Designer & Pure Data), проекция

Проект вдохновлен нестандартными способами вычислений, биоинженерией и биотехнологиями, исследованиями программируемых биороботов и метаматериалов в лабораториях SCAMT.


Киберриза — это имя кибернетической микоризы*, изменчивого организма, рожденного из переплетения природы и технологий. Этот организм обладает свойствами распределенного интеллекта и является системой обмена энергией и информацией на территории общей Ноосферы. Ради достижении общей симбиотехнологической жизни акторы, подключенные к Киберризе, способны к синхронизации своих целей. Так, Киберриза сплетает биологические организмы и технологии в странную, еще незнакомую для нас форму.

Современный мир, в котором человек, природа и технологии зачастую оказываются во враждебных отношениях, нуждается в способной примирить их Киберризе. Задача человека как самого ответственного актора этой системы — найти способ взаимодействия внутри новой формы существования и поддерживать среду, в которой как можно больше участников сможет расцвести и как можно больше голосов может быть услышано.

Проект выражает надежду на потенциал симбиоза биологических организмов и технологий. Но при этом, посредством дистанцирования взаимодействия через бокс для работы с опасными материалами, он указывает на необходимость внимательной, осторожной работы с таким потенциалом. Вмешательство в сложные системы, которые человек постоянно осуществляет как на уровне геномов отдельных организмов, так и целых экосистем, должно осуществляться с осознанием ответственности перед нечеловеческой, но не менее самодостаточной волей других. *Микориза — симбиотическая ассоциация мицелия гриба с корнями высших растений.
Галина Алферова
Мама, смотри, дельфины!
Инсталляция Научное и художественное сопровождение при создании запахов - к.х.н. Светлана Уласевич.

Создано при поддержке НОЦ Инфохимии ИТМО.

Автор музыки - Бернардо Сассетти (1970-2012).





Когда так много позади всего,

в особенности — горя,

поддержки чьей-нибудь не жди, сядь в поезд,

высадись у моря.

Иосиф Бродский





Для художницы море выступает объектом мечтания, поэтической привязанностью, способом коммуникации с собой и Вселенной — необъятным набором ассоциаций и образов. Притягивая к себе и непостижимым образом влияя на наше сознание, море представляется неотъемлемой частью земного существования. Но можем ли мы себе представить, как изменится наша жизнь, если однажды море трансформируется или исчезнет.

Обострение экологических проблем приближает мрачные сценарии будущего. Изменение климата, огромное количество микропластика, химических отходов и прочего мусора, ежедневно попадающее в океан, приводят к его окислению и неизбежной гибели морских обитателей.

Инсталляция «Мама, смотри дельфины!» — это ностальгическая зарисовка из 2070 года. Что, если скоро море станет настолько грязным, что никто даже и не подумает отдыхать на побережье? Каким станет образ моря в культуре: будем ли мы также ценить его запах, ждать встречи с ним? Сможем ли мы через 50 лет где-то на берегу услышать фразу «Мама, смотри дельфины!»? Или же море, каким мы его знаем, будет существовать лишь в наших воспоминаниях?





Благодарим Ольгу Бондарь и Дарью Болдыреву за предоставленные фото.

За беседу на радио спасибо Дарье Леконцевой и Михаилу Бондарю.

За разрешение использовать аудиотрек благодарим Беатрис Батарда.