Интервью со студентами

Лилиана Гареева

Сегодня знакомимся со спикером нашей программы Дарьей Милле!


Дарья Милле — куратор и научный сотрудник Центра искусства и медиа ZKM в Карлсруэ, Германия (ZKM | Center for Art and Media Karlsruhe). Ее научная деятельность включает исследования на пересечении искусства, науки и технологий (в том числе с исторической точки зрения): культурные и художественные последствия дигитализации, художественные течения 1960-х годов и современное искусство. Дарья Милле проводит лекции по всему миру, имеет научные публикации на немецком, английском и русском языках.


На магистерской программе Art&Science Университета ИТМО Дарья ведет курс «Кураторство и научные музеи в инновационных культурных системах».


Дарья Милле

— Дарья, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к решению работать в сфере Art&Science?

— К теме art&science я пришла через восприятие идей русского авангарда, через эксперименты Малевича в Государственном институте художественной культуры в Петрограде и систему «расширенного смотрения» Матюшина, которую он развивал в отделе органической культуры этого института. ГИНХУК был сам скорее похож на научную лабораторию. Здесь занимались не исследованием прекрасного, а, по словам Малевича, «анатомировали искусство» и исследовали сам холст как живописный организм, по аналогии биологического. Этот пласт российской культуры задал векторы развития искусства на многие годы вперед, и не только в России.

— Какие темы и инструменты привлекают вас в области Art&Science больше всего?

Если говорить об актуальных проектах, то больше всего меня увлекает в произведениях на стыке искусства и науки то, что они помогают нам лучше понять, как устроен мир. Это всегда эксперимент, исход которого зависит не только от таланта художника, но еще и от того, как два различных понимания мира и методологии найдут путь к сотрудничеству и пониманию друг друга.

— С каким научным инструментом или какой темой вы бы точно не стали работать и почему?

— Я бы не стала работать с темами, которые изначально противоречат моим этическим принципам. Например с такими, которые вовлекают опыты над животными.

— С кем из ученых или художников прошлого вы бы сделали совместный Art&Science проект?

— Безусловно я бы хотела встретиться с биологом Линн Маргулис. Она стала известна благодаря развитию эндосимбиотической теории происхождения органоидов клетки, занималась теорией эволюции, была педагогом и неустанным популяризатором науки. В частности, современное понимание эволюции эукариотической клетки было разработано именно Маргулис. Она предложила его как результат симбиотических слияний бактерий.

Также она ввела понятие холобионт, которое предполагает, что организмы — не отдельные, автономные индивиды, а существуют как симбиоз хозяина и населяющих его микробов, вместе образующих "живую единицу". Эти исследования Маргулис в противоположность неодарвинизму с его акцентом на соперничестве как главной эволюционной силе подчеркивают значение симбиоза и „сотрудничества" между различными биологическими видами.

Эти ее идеи, а также гипотеза Гайи, разработанная британским химиком Джеймсом Лавлоком в соавторстве с Маргулис были приняты с большим энтузиазмом в сфере environmental humanities, и вдохновляют таких философов и теоретиков как Донна Харауэй, Изабель Стенгерс или Бруно Латур.

— С какими материалами вы бы посоветовали ознакомиться начинающим специалистам Art&Science?

— С манифестом E.A.T. Aims, 1967. Courtesy E.A.T. Archives.

https://www.fondation-langlois.org/html/e/page.php?NumPage=237


E.A.T., Statement of purpose, 1967