Художник создает тотальный мультиэкран из 6 762 шортс — коротких видео на YouTube, — просмотренных им с марта 2022 года по июль 2024-го. Расположенные мозаикой, видеоролики сущностно выравниваются и лишаются априорной утилитарной иерархичности. Условная полезность, «качество контента», факты, мотивация отходят на второй план, обнажая единый аффект устоявшегося видеоформата.
В основе художественной работы — архив данных с историей просмотров на YouTube, запрошенный у сервиса Google Архиватор. Каждый оригинальный шортс декомпозируется на кадры: при стандарте 30 кадров в секунду 60-секундное видео превращается в 1 800 изображений, а 6 762 ролика — в 9 миллионов файлов, программно разложенных в соответствующие папки на жестком диске. Далее уменьшенные оригинальные кадры динамически заполняют 25 800 итоговых фреймов в формате 8К (7 680 px × 4 320 px). Художнику важно работать с исходными данными как с движущимися картинками вне видеомонтажных программ и преодолевать заложенную в software цензуру и строгий регламент взаимодействия. Работа сгущает 78 часов видеоконтента в 14 минут, приглашая зрителя к созерцанию частного «как-бы-мира» — мира, вмещенного в единый взгляд.
С одной стороны, в видео, сотканном из ненужных обрезков времени и приватной темпоральности, можно разглядеть ироничное обыгрывание жанра автопортрета. Подразумевается, что в подобной технике можно делать портреты на заказ. Любопытно, что такой автопортрет понятен уже не только человеку, но и машинам, из распределенных недр которых была извлечена информация с историей просмотров. Автор пытается визуализировать (а не только абстрактно помыслить) фрагмент собственного цифрового аватара, перманентно продуцирующего следы цифрового присутствия.
Начиная с античной традиции, далее в Новом Завете и — через столетия — в работах Карла Юнга и Рональда Лэйнга, слово «метанойя» аккумулирует в себе множество контекстов и может интерпретироваться как радикальное изменение или раскаяние. Так, отправной интуицией работы стал эпизод из Евангелия о человеке, одержимом легионом бесов (Mk 5:1–14).
В таком прочтении легион шортс — это своего рода призраки и духи, населяющие человека. Они совершают гипнотическую интервенцию со слабо понятными мотивами, паразитарно продуцируя в доноре-носителе мысли и идеи, сны и мечты. Таким может быть один из механизмов коммодификации сознания субъекта и его превращение в пассивный источник данных, в объект угаданных и предвосхищенных желаний. Описанные гипнотические свойства в работе доходят до видимого предела, пытаясь преодолеть себя, пока силы цифровых чар варьируются и пульсируют.
Апеллируя к философии Лакана, можно утверждать, что представленная работа — это предсозданные взгляды, терпеливо ожидающие глаза смотрящего. Мир, размеченный картами смотрения, лишающими индивида субъектности. Если умножить количество просмотров каждого отдельного видео из этой работы на соответствующие длительности шортс и сложить все вместе, получится, что человечество потратило на их просмотр 155 000 лет.
За предоставленные видеофрагменты с природой автор выражает благодарность Инне Омельченко.