"Bacterial Makeup" — биоарт-инсталляция, включающая в себя косметические палетки с микробиомом кожи художницы и визуальные образы, которые связывают воедино биологические, культурные и экономические аспекты макияжа.
Идея и значение макияжа изменяются в зависимости от культуры, исторического периода и личного отношения тех, кто участвует в практике его использования. Феминистская критика предлагает противоречивый взгляд на макияж, рассматривая его как инструмент системы гендерного угнетения и контроля, акт самовыражения и активизма, а также как нейтральную практику, вне пространства политики. Обращение к стандартам красоты в американской рекламе 50-х годов или либерально-феминистская повестка свободы и самовыражения через макияж, которая популярна сейчас — обе идеи используются для эффективной продажи продуктов.
Косметическая индустрия подчиняется логике капитализма, который умело интегрирует различные нарративы в рекламу. Идеи о привлекательности и необходимости макияжа, наряду с идеей макияжа как заботы о себе, способствуют росту продаж и потребления косметических продуктов. При этом научные исследования показывают, что существует связь между эпидемией кожных аллергий и частым использованием косметики, в состав которой входят синтетические химические ингредиенты.
Микробиом является маркером здоровья кожи, а его разнообразие необходимо для человека. Кожа, не тронутая современной цивилизацией, значительно отличалась от кожи современного человека. Основное различие заключается в разнообразии микробиома, уровень которого становится ниже из-за чрезмерного использования косметических средств. Современные открытия в области зависимости микробиома кожи от косметики открывают пути для будущих научных исследований.
Потенциально они могут стать основой для разработки косметических продуктов, поддерживающих микробиоту кожи. Уже сегодня на прилавках можно встретить уходовые средства, в названиях которых используется корень «биом». Главный вопрос: является ли создание новых продуктов и новых повествований об уходе за собой способом переосмысления инвазивных практик бьюти-индустрии или это лишь новый способ получения прибыли?
Отдельное спасибо Александре Бурнусуз, Веронике Призовой, Марии Мощенской, Лене Потуремец и всему Центру Art & Science Университета ИТМО за поддержку в создании работ.