Интерактивная инсталляция, видео, пространственный звук
Руководитель мастерской: Дмитрий Морозов Движение механического крыла при взаимодействии со зрителем — это метафорический полет на Север — возвращение птиц домой.
Импринтинг (запечатление) — форма быстрого и необратимого научения, происходящего в критический период развития организма. Термин был введен этологом Конрадом Лоренцем, который изучал поведение птиц. Он обнаружил, что новорожденные особи формируют привязанность к первому увиденному объекту — чаще всего родителю. Если вместо матери они будут наблюдать человека, то последуют за ним. Эксперименты с импринтингом птенцов показывают, как можно обучить птиц сложным поведенческим моделям.
Интерактивная инсталляция позволяет зрителю стать участником процесса запечатления через контакт с механическим крылом. Зритель смотрит в камеру, выступающую интерфейсом для взаимодействия. Происходит распознавание и анализ цвета глаз, и, в зависимости от полученного результата, запускается один из алгоритмов этого взаимодействия — на голубые/светлые глаза, как у «материнской особи» (художницы), крыло реагирует движением. На другой цвет глаз инсталляция реагирует миганием света, сигнализируя, что факт импринтинга не состоялся.
Кинематика и внешний вид крыла основываются на форме скелета и элементов оперения белой чайки. Ярко-зеленый окрас связан с цветом полярного мака — растения-эндемика, произрастающего только в арктических регионах. Видеоматериалы для инсталляции предоставлены научным консультантом проекта — орнитологом Марией Гаврило, изучающей редкую белую чайку, которая гнездится только в Арктике.
Важным элементом инсталляции является четырехканальный пространственный звук. Поскольку импринтинг может содержать не только зрительный образ, но и звуковой, основной текстурой музыкальной композиции является северный напев.
Команда проекта и научные консультанты · Дмитрий Морозов, руководитель мастерской · Сергей Костырко, научный руководитель · Руслан Бобко, помощь с технической реализацией · Мария Гаврило, научный консультант · Кирилл Архипов, работа со звуком · Анастасия Балуева, работа со звуком · Дарья Стаценко, работа с видео · Дмитрий Огурецкий, помощь с программированием робота
БЛАГОДАРНОСТИ Автор благодарит Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, ФАБЛАБ Университета ИТМО, студенток магистерской программы Art & Science Анастасию Шуляк и Лену Потуремец, Лидию Гуменюк, Романа Солодкова, Михаила Шалепо, Ксению Горланову и Центр Art & Science Университета ИТМО за поддержку при создании работы.