В поисках нового пространства
Выставка итоговых работ курса
«Виртуальные пространства»
Во время пандемии общество функционирует подобно пружине — сжимаясь и разжимаясь одновременно.
Несмотря на то, что во время социального дистанцирования мы воспринимаем культуру как распределенный в пространстве феномен, она вовсе не заменяет его. Находясь в разных частях света и думая об одном и том же, мы все чувствуем потребность в общем пространстве.
Погоня за воссозданием этого пространства началась еще в раннюю эпоху Интернета, когда домашние страницы пользователей стали отражением их понимания дома и индивидуальности.
Позже социальные сети стали представлением городской площади, потеснив монополию физического пространства на высказывание и бунт. Не смотря на это, нам так и не удалось сократить разрыв между внепространственностью интернета и нашим ощущением места. Более того, разрыв между физическим и сетевым обострился настолько, что мы перешли к зеркальной репрезентации — мы начали смотреть на наши города через призму сетевых данных.
Благодаря пандемии, казалось бы ушедшая волна социальных виртуальных пространств начинает набирать новую силу. Крупные фестивали, такие как Burning Man и Ars Electronica, запертые в своих городских апартаментах, начинают медленный и эстетически наивный процесс цифрового перерождения. В попытке конвертировать свой исторический опыт, эти события обрастают новыми переходными артефактами, открывая поле для критики виртуальности и ностальгии по опыту прошлого. Данный процесс еще больше закрепляет наше представление о разделенности физического и цифрового, не оставляя места для дискуссии о новых цифровых топологиях.
Выставка студентов магистратуры Art&Science состоит
из 5 проектов, исследующих возможности цифровых пространств.


Разбирая пространство на атомарные объекты, студенты экспериментируют с тем, каким образом физические и эфемерные элементы окружающей нас среды могут быть представлены в виртуальной пространственной форме.
Вадим Смахтин
Куратор, преподаватель курса
Креативный инженер, работающий на стыке аналитики данных, урбанизма, архитектуры и инженерии. С 2011 по 2013 год Вадим возглавлял R&D лабораторию, специализирующуюся на новых интерактивных медиа, после чего он полностью сосредоточился на области цифрового искусства. Сейчас Вадим технический директор Habidatum — компании, основанной пионерами цифрового урбанизма. В настоящее время Вадим осваивает новые горизонты в социальной VR-архитектуре и нечеловеческих коммуникациях, работая над своей будущей диссертацией.
Проекты
Авторы: Лиса Андрущенко, Юлия Мурахтанова,
Алиса Онтенсоне
Digital Dreams
Удивительной особенностью снов является их способность превращать наши идеи в визуальные образы. Латентные мысли, а также подавленные желания получают конкретную форму в содержании сновидений. Один сжатый образ содержит в себе отсылки к нашему прошлому, настоящему, а также включает в себя переживания о будущем. Мы приглашаем вас окунуться в виртуальное онейрическое пространство и исследовать множество комнат, открывающихся сознанию лишь после погружения в сон. В начале сюжета зритель попадает в комнату, где его случайным образом перемещает в один из видов сна, как это бывает, когда мы засыпаем.
Авторы: PHYSDYS (Милена Башкатова, Дария Пурвина, Юлия Кузьмина)
VPISKA 2.0
Проект иллюстрирует абсурдность попытки перенести реальные отношения, чувства и межличностную коммуникацию в виртуальный мир. Без физического присутствия и понимания своего социального положения в среде, подобные способы взаимодействия остаются на уровне видеоигр и онлайн чатов, где личность, тактильность, интонации голоса не имеют значения. Используя среду Mozilla Hubs, авторы иронизируют над самой эстетикой публичных мероприятий, не взирая на их эстетический и культурный статус. Работа выстраивает иллюзию присутствия на мероприятии, воспроизводя ощущение одиночества и растерянности. Здесь, как и в материальном мире, вы оказываетесь перед необходимостью найти свое место в социальном пространстве.
Авторы: Дарья Лоза, Дина Зотова, Наталия Малинина
Путь воды
Проект "Путь воды" представляет собой визуализацию феноменов окружающего нас мира посредством художественных инструментов. Вода — это универсальное первоначало. Вода не только заложила основу нашей жизни, но и являет собой центральный объект философской рефлексии.

Данный проект предлагает подойти к анализу воды с точки зрения естественнонаучной перспективы. Перемещаясь по комнатам, сосредоточенным в единой экосистеме, зритель может посмотреть на молекулы воды, узнать, как формируется дождь, погрузиться в структуру водной массы или исследовать как вода и минеральные вещества перемещаются сквозь дерево . Подобная оптика позволяет не только глубже понять процессы окружающего нас мира, но и создает новый импульс для философского переосмысления отношения человека и феноменов природы.
Авторы: София Осбанова, Анна Каплан,
Григорий Киргизов, Виктория Гопка
Metropolis
Восприятие пространства человеком зависит от личных переживаний и воспоминаний, связанных с конкретными местами. Метрополитен — подземная артерия города и его редуцированная изнанка. Схемы линий движения поездов — инструмент создания отдельных топологических пространств, состоящих из линий и цветов. Ежедневные маршруты горожан формируют пересечение психогеографических зон, подрывающих привычные структуры отображения пространства в виде карт и схем. Однако эти зоны существуют в виде отдельных, несвязанных друг с другом островков, ограниченных физическими условиями.

Мы предлагаем побороть топологическую дискретность и объединить схемы метро городов на разных континентах. Создавая подземную «пангею», мы объединяем разрозненную повседневность горожан в единый опыт и превращаем ограничивающую плоскость схем в сети пересечения коллективных и индивидуальных практик и репрезентаций.

В проекте использован текст Ивана Щеглова «Катехизис нового урбанизма».


Авторы: Роман Кнышов, Нахид Актар, Ксения Бахтина
Деревья на самоизоляции
Согласно философу и теоретику Бенджамину Браттону самоизоляцию можно рассматривать как глобальный эксперимент, способный обнажить геополитические и инфраструктурные изъяны современного мира. Продолжая исследовать возможные пути рефлексии о пост-ковидном мире, авторы проекта предлагают посмотреть на карантин как на уникальный опыт, предоставивший природе период изоляции от антропогенного влияния. Остановка работы производств, уменьшение выбросов углекислого газа, исчезновение людей из публичных пространств — все это открыло пути для формирования новых экосистем.

Проект «Дерево на самоизоляции» предлагает увидеть мир, из которого был исключен человек. Прогуливаясь по комнатам, укрытыми под кронами деревьев, зритель оказывается в пространстве, построенном на принципах сожительства и согласия.


Магистратура Art&Science — интердисциплинарная программа
для подготовки художников,
кураторов и исследователей в области
научно-технологического искусства.
Команда
Христина Отс
редактор текстов к выставке,
куратор Art.ITMO.Residency
Лина Кипрюшина
координатор магистерской программы
Art & Science Университета ИТМО
Полина Белокреницкая
Студент Art&Science ИТМО
Контакты
AIR ITMO
Галерея и мастерская
Art&Science проектов


Сайт: https://art.itmo.ru/