Режимы доступа
Выставка дипломных работ выпускников магистратуры Art&Science
в Арт-резиденции университета ИТМО
Санкт-Петербург, Биржевая линия, 16
19 сентября — 11 октября
Вещи — в точности то, что они есть, и вместе с тем никогда не то, чем они кажутся, а отсюда следует, что они практически неотличимы от тех существ, которых мы называем людьми.
Тимоти Мортон,
«Стать экологичным»
«Режимы доступа» — термин, используемый философом Тимоти Мортоном для описания способов взаимодействий с вещами/объектами. Вещь/объект следует понимать в феноменологическом смысле: как любой объект, субъект, явление и связи между ними, иными словами, — все что угодно. Режимы доступа включают в себя разрезание, поедание, мышление, игнорирование, фотографирование, удары молотком, рисование, сторителлинг, исследование с помощью микроскопа, расщепление на части, разгон в коллайдере, научное описание, статистические данные и любые иные способы взаимодействий. В повседневном опыте люди стремятся сделать вещи нейтральными и «прирученными», они замечают их существование лишь при поломке или нестандартном поведении вещей.

Ученые, вооружившись всевозможными инструментами и технологиями, извлекают данные из вещей, и это делает вещи «странными». Художники используют иные режимы доступа, включая себя самих в опыт проживания данных и объектов, при#nbspэтом художники, вступая в диалог со странными вещами, не только получают доступ к вещи, но и открывают доступ к себе, создавая новые связи. Задача учёных и художников схожа: они исследуют вещи (мир), не пытаясь их вписать в нейтральные системы, которые принято не замечать.

Важная черта этой выставки заключается в том, что авторы, в ней участвующие, создавали свои работы балансируя между наукой и искусством. Каждый художник пробивался к своему объекту, используя свой уникальный набор режимов доступа, создавая актуальные связи между собой и объектом исследования. Искусство, наука и личный опыт художника формируют новый объект, включенный в отношения с пространством галереи и в отношения между другими объектами в этом пространстве (среди которых и посетители этой выставки). Именно этот опыт художественного включения открывает наиболее актуальный сегодня режим доступа к вещам, позволяющий проживать научные данные и включать технологии в персональный опыт, преодолевать разрывы между людьми и не-людьми. Присмотревшись к каждой работе, можно прочувствовать и расслышать эту сонастройку между вещами. Настройка на вещи — это то, что мы можем сделать, даже если восприятие вещи во всей полноте невозможно.
Артур Константинов
куратор выставки
Проекты
Чудо-поляна 2.0
Алена Королева и Марта Михайлова
Красноярск
Виктория Романова
Физарум-предсказатель
Светлана Сидорова
Афина
Итан Авила
Размышления об истории
Итан Авила
Touchless
Лаура Элидедт Родригез Торрес
Ретроспектива ГУЛАГа
Писаревская Анна
Алена Королева, Марта Михайлова (BIOROBOTY 019)
Научный руководитель:
Екатерина Никитина
Научный консультант:
Галина Конечная
Саунд-дизайнер: Антон Щеголев
Инженеры: Алексей Феськов, Ростислав Щтенников

Иллюстраторы: Мария Овсянникова, Мария Ивлева, Ксения Горланова, Игорь Белов, Витана Маковская, Анастасия Сизова, Ульяна Маринова, Екатерина Попович, Екатерина Липавская, Елена Ишо, Юлия Кузьмина, Анастасия Золина.
Чудо-поляна 2.0.
Это свободное пространство для взаимодействия людей и пяти редких растений, произрастающих на Чудо-поляне в Гатчине: Valeriana dioica, Sesleria caerulea, Ajuga reptans, Сirsium rivulare и Primula elatior. Здесь растения являются резидентами, отказываются от формальной роли представителей Красной книги и открываются к взаимодействию с посетителями, вольными выбирать подходящий им способ интеракции: наблюдение, отстранение, прикосновение, вербальное общение, совместный отдых и т.д.
Алена Королева (р.1995) родилась в Вологде, живет и работает в Санкт-Петербурге. Мультимедиа художник, участник группировки BIOROBOTY 019.
Работает в области сайнс арта, мультидисциплинарных исследований, изучает взаимодействие человека и растений.

Марта Михайлова (р.1996) родилась в Санкт-Петербурге, где продолжает жить и работать. Графический дизайнер, мультимедиа-художник, участник группировки BIOROBOTY 019.

Группировка BIOROBOTY 019 следует идеологии идиотизма и профанации, создавая ироничные высказывания в ответ на темы, предлагаемые многочисленными арт-событиями.
О проекте
Команда
Авторы
Интерактивная инсталляция
Художница: Виктория Романова

Научные консультанты: Стафеев Сергей Константинович (научный руководитель), Романова Галина Эдуардовна (руководитель лаборатории компьютерных методов контроля оптики), Лившиц Ирина Леонидовна (руководитель научно-технической лабораторией автоматизированного проектирования оптико-информационных и энергосберегающих систем)

Инженер: Алексей Феськов

Художник по звуку: Антон Щеголев
Красноярск
В стенах университета ИТМО была найдена зеркальная оптическая система, сделанная 40-60 лет назад. Все, что известно о системе наверняка — это надпись Красноярск на оправе. Разработка велась на столько давно, что документацию найти практически невозможно. Выводы можно делать лишь из отрывочных воспоминаний сотрудников университета и на изучении работы оптической системы.

После исследований и поисков выяснилось, что это телескопическая система, разрабатываемая для секретного государственного проекта. Вероятнее всего это система детектирования вражеского оружия. Но наверняка утверждать невозможно. Оптическая система «Красноярск» является примером невероятного технологического развития Советского Союза, результатом работы команды высококлассных инженеров, символом прорыва оптики и космонавтики. Но тем не менее данный прибор стал никому не нужен, он не использовался по назначению, даже не служил в целях обучения или развлечения. Из-за неизвестных нам причин, «Красноярск» долгие годы стоял в углу, собирал пыль и служил подставкой для бумаг.

Судьба прибора, символичность его существования и отсутствие точной информации о нем послужили основой для инсталляции. В моих глазах прибор стал оживать и напоминать мне мои переживания о собственной жизни и предназначении. Отсутствие ответов и понимания реальности, это волнующие меня темы. Я проживаю свой опыт через этот прибор, провожу параллели с собой и разбираюсь в себе в процессе этого взаимодействия. Текст, который Вы слышите - отрывки из моей дипломной работы. Они звучат одновременно, сливаются и перебивают друг друга. Именно так я воспринимаю информацию о мире – хаотичные кусочки, из которых каждый сложит свою уникальную картинку.


Виктория Романова (р. 1996)
Современная художница с инженерным образование в области конструирования и расчета оптических систем. Данные знания реализуются в ее художественных проектах в сочетании с эмоциональным восприятием сущего и подсмеиванием над происходящим. Входит в состав группировки BIOROBOTY 019. Родилась в городе Ангарске, Иркутская область. Сейчас живет и работает в Санкт-Петербурге.
О проекте
Команда
Автор
Программное обеспечение: Александр Караваев, Святослав Пономарев, Алексей Зубаков

Инженер: Алексей Феськов

Звук: Антон Щеголев
Физарум-предсказатель
Во время мировых кризисов и глобальной нестабильности нам всем необходимы ответы и ориентиры, возможность долгосрочного планирования, прогнозируемость будущего. Сегодня это стало возможным!

Физарум-предсказатель — результат совместной работы программистов и художников научного искусства. В основе объекта — physarum polycephalum, уникальный живой организм, наделенный не-человеческим интеллектом и используемый японскими учеными для управления роботами. Усиленный компьютерными технологиями Физарум-предсказатель выстраивает персонализированные рекомендации на основе ваших биометрических данных и алгоритмов машинного обучения.

Оставьте в прошлом тревогу и неопределенность. Физарум-предсказатель знает о вас больше, чем вам кажется.
Светлана Сидорова (1996)

Художник из Санкт-Петербурга, участник группировки BIOROBOTY 019. Выпускница нефтегазового факультета Горного Университета, предпочла духовное совершенствование материальному благополучию. Работает в технике иронического осмысления и отчаянного поиска себя.
О проекте
Команда
Авторы
Инженеры: Алексей Феськов, Алена Бугрова, Мария Быстрамович
Афина
Повторяющаяся проекция бесконечной 3D-сцены, включающей в себя бюст греческой богини Афины, анимируемый случайным образом под аккомпанемент мрачной электронной музыки. Сердце богини, лежащее перед ней, бьется лишь когда смертные (люди) взаимодействуют с ее страницей в Instagram, ставя лайки под постами, оставляя комментарии или подписываясь на страницу. Инверсия положения богов в обществе.
Итан Авила

Родился в Мехико в 1994. Итан рано пришел в мир искусства под влиянием его дяди-художника и любви его отца к научной фантастике и кинематографу. Прожив в ранние годы в трех разных странах, Итан имеет уникальный и отчетливый взгляд на жизнь. На протяжении жизни Итана влекло к искусству и вопросам бытия и искусственной жизни, впоследствии ставшим ключевыми в его творчестве.

Мои работы рассматривают вопросы сознания и связи между внутренним и внешним миром посредством сопоставления цифровых символов, которые используются для того, чтобы раскрыть сущность человечности. Простые и сложные нарративы рождают новые инсайты под влиянием определенных областей, таких как искусство и психология.

С детства меня восхищало то, как устроено человеческое сознание и как оно взаимодействует с искусственной жизнью.
Я также был одержим греческой скульптурой и нашим пониманием идеи о боге. То, что по началу кажется тоской, вскоре превращается в агента хаоса, оставляя за собой лишь ощущение нигилизма и возможность возникновения нового порядка.

По мере того, как танец между порядком и хаосом искажает формы, перед зрителем формируется меланхоличный гимн на тему нового открытия себя.
О проекте
Команда
Автор
Размышления об истории
Эта медитативная по своей природе работа представляет собой комбинацию нескольких GAN, обученных на материале скульптур и статуй исторических личностей, повлиявших на мое становление как художника. Реинтерпретация этих образов обыгрывает идею их возрождения и наделяет их жизнеподобной эстетикой.
Итан Авила

Родился в Мехико в 1994. Итан рано пришел в мир искусства под влиянием его дяди-художника и любви его отца к научной фантастике и кинематографу. Прожив в ранние годы в трех разных странах, Итан имеет уникальный и отчетливый взгляд на жизнь. На протяжении жизни Итана влекло к искусству и вопросам бытия и искусственной жизни, впоследствии ставшим ключевыми в его творчестве.

Мои работы рассматривают вопросы сознания и связи между внутренним и внешним миром посредством сопоставления цифровых символов, которые используются для того, чтобы раскрыть сущность человечности. Простые и сложные нарративы рождают новые инсайты под влиянием определенных областей, таких как искусство и психология.

С детства меня восхищало то, как устроено человеческое сознание и как оно взаимодействует с искусственной жизнью. Я также был одержим греческой скульптурой и нашим пониманием идеи о боге. То, что по началу кажется тоской, вскоре превращается в агента хаоса, оставляя за собой лишь ощущение нигилизма и возможность возникновения нового порядка.

По мере того, как танец между порядком и хаосом искажает формы, перед зрителем формируется меланхоличный гимн на тему нового открытия себя.


О проекте
Автор
Инженеры: Алексей Феськов, Анна Осипенкова

Научный руководитель: Екатерина Скорб.
Touchless
Проект Touchless посвящен перспективным новым материалам, глубине взаимодействия света с инертными веществами и перспективе использования этих возможностей для передачи ощущений. Для нас стала привычной изоляция жизни от окружающей среды и мы зачастую игнорируем сложные связи, формирующиеся между химическими соединениями и энергетическими частицами, такими как фотоны, с нашими телами и окружающими нас объектами.

Touchless предлагает нам представить эти связи и демонстрирует текущие результаты исследований, посвященных синтетическим материалам, состоящим из бактериальной целлюлозы и наночастиц диоксида титана. Этот проект был создан в изоляции и потому фокусируется на необходимости ощущать прикосновения на расстоянии, а также поднимает вопрос о возможной модификации нашей одежды, о создании "второй кожи", наделенной новыми возможностями и разработанной для будущего, в котором мы не сможем касаться друг друга, но будем нуждаться в контакте. Основной вопрос, рожденный данным исследованием, таков: если свет может менять инертный материал, как мы можем использовать этот эффект для трансформации света в соматические ощущения, сближающие нас на расстоянии?

Инсталляция состоит из колб, в которых выращивается бактериальная целлюлоза. Сенсоры регистрируют свет, которым наблюдатели светят на бактериальную "кожу", имитируя эффект, производимый светом на бактериальную целлюлозу, модифицированную с помощью наночастиц. Свет, проникающий через бактериальную целлюлозу, конвертируется в электрический сигнал, провоцирующий вибрации внутри платформы. Это вибрации ощутимы вторым наблюдателем. Расстояние между участниками этого процесса отражает новую норму, родившуюся вследствие пандемии COVID-19, и позволяет им обмениваться соматическими ощущениями на расстоянии.

*Инсталляция является частью более крупного проекта, который претендует на создание полноценного человеческого костюма в виде второй кожи с помощью новых материалов. Проект создается в коллаборации с художником Евгением Хлопотовым.
Лаура Элидедт Родригез Торрес

Родом из Мексики, живет и работает в Санкт-Петербурге. Некоторые называют ее биохудожницей, но ей не нравятся ярлыки – она просто исследует свою жизнь, композицию и смысл через научные и художественные практики.
О проекте
Команда
Автор
Ретроспектива ГУЛАГа
Репрессивная система ГУЛАГа просуществовала тридцать лет, за это время ее жертвами стали сотни тысяч граждан Советского Союза. Многие из них еще живы, но память о ГУЛАГе становится забытой страницей прошлого. Кроме того, сегодня, в эпоху цифровой культуры, потребление информации переходит на другой уровень - визуальный. В этой связи тема репрессий в СССР практически не освещается в цифровом пространстве из-за ее сложности и чувствительных данных.

Для решения этой проблемы мы создали проект "Ретроспектива ГУЛАГа", в котором использовали нейронные сети для визуализации жертвы системы ГУЛАГа. Согласно компьютерной интерпретации, жертвой ГУЛАГа является человек, который взволнованно смотрит на зрителя. На вид ему около 35-40 лет. По внешнему виду мужчина напоминает деятеля культуры или члена партии, о чем свидетельствует его костюм.

С помощью нейронной сети мы можем увидеть, как думает компьютер и как он воспроизводит историческую память. Это также интересный опыт, позволяющий взглянуть на историю с другой точки зрения. Использование искусственного интеллекта поднимает такие вопросы, как может ли ИИ участвовать в создании мифов или мы видим его воспоминания об увиденных когда-то изображениях? Смогут ли историки будущего определить, где правда, а где выдумка, созданная компьютером? И стоит ли считать это мифом или исторической памятью компьютера?
О проекте
Анна Писаревская
Публичная программа
Дискуссия "Чудо-поляна 2.0: вопросы о вымирании и сожительстве"
26 сентября 2020, 19.00
Дискуссия «Красноярск», история оптики и личный опыт (офлайн и онлайн)
26 сентября 2020, 19.00
AIR — уникальное арт-пространство Центра искусства и науки Университета ИТМО, которое является галереей и мастерской, а также арт-резиденцией для художников, работающих в области art&science.

Зрители смогут прогуляться по выставке вместе с арт-медиаторами, которые расскажут про художественные проекты и кураторский замысел.

Арт-медиации будут проходить ежедневно в 19.00
(необходима регистрация) по будням и в 15.00 по выходным.

Часы работы выставки: среда - пятница с 12:00 до 21:00. Вход свободный.