101.All in One
101. All in One, онлайн выпуск, в этом году фестиваль будет посвящен аффективным инфраструктурам телеприсутствия. Мы хотим посмотреть на мир после трех месяцев неожиданного постинтернета и понять, что теперь нас связывает в этой физической разобщенности и какие свойства человека можно передать при помощи телекоммуникационных систем: голос, выражение лица, Можем ли мы сейчас почувствовать прикосновение на расстоянии и насколько вероятно, что телехаптика и окажется будущим отношений между людьми.
20.06.
12:00-00:00
online-festival
Расписание
Секция 1, Телемеханика
20 июня, 12:00 - 00:00
12:00
Наталья Федорова
Куратор, художник и исследователь. В качестве куратора она основала 101.Фестиваль технологического искусства, который проходит на нескольких площадках Санкт-Петербурга, в том числе на Новой сцене Александринского театра и в Планетарии № 1. Ее кураторская деятельность включает также лаборатории медиаискусства в Театре Наций (Москва) и Большом драматическом театре, Музее современного искусства «Гараж» (Москва), VAC. Ее работы демонстрировались на таких фестивалях, как «Манифеста», "ISEA", "EVA" и др.
12:10
Артист ток. Стеларк
Стеларк — киприото-австралийский автор перформансов, который использует медицинские инструменты, протезы, робототехнические устройства, системы виртуальной реальности и биотехнологии для изучения альтернативных интерфейсов тела.
12:00 - 14:00
12:40
Артист ток. ::vtol::
::vtol:: (Дмитрий Морозов) медиахудожник, принадлежит направлению технологических жанров современного искусства, реализует свои идеи в робототехнике, саунд-арт, art&science.
13:10
Артист Ток Морис Бенаюн TBC
13:40
Показ фильма Welcome to Erewhon
Фильм — свободная интерпретация философской басни, опубликованной в 1872 году британским писателем Сэмюэлем Батлером. В вымышленном городе Эревон автоматизация рассматривается как эволюция «машинных» видов, сравнимая с эволюцией биологических видов, однако последняя идет более быстрыми темпами. Эта гипотеза управляет привычками и жителями в мельчайших аспектах их жизни. Люди, животные и растения связаны в облаке, которое обрабатывает все ментальные вещества. Алгоритмы могут дать голос мертвым. Вот как дух Сэмюэля Батлера все еще может витать в образах города.
Морис Бенаюн ( Мобен или 莫奔) французский изобретатель, современный медиахудожник: куратор и теоретик, живущий в Париже и Гонконге. В его работах используются различные медиа, включая (и часто сочетающиеся) видео, компьютерная графика, иммерсивная виртуальная реальность, Интернет, перформанс, электроэнцефалография, 3D-печать, масштабные городские медиа-арт инсталляции и интерактивные выставки. Часто концептуальная, работа Мориса Бенаюна представляет собой критическое исследование мутаций в современном обществе, вызванных недавно внедренными технологиями.
Смотреть запись
Секция 2, Телеаффект
14:00
Ксения Федорова, «Чувственное действие и проприецептивный акт»
14:00 - 16:00
Кандидат философских наук, исследователь медиаискусства и куратор. Ксения является автором книги "Tactics of Interfacing: Encoding Affect in Art and Technology" (MIT, 2020), со‐редактором антологии «Медиа: между магией и технологией» (2014), а также автором ряда статей в таких журналах, как Leonardo Electronic Almanac, Media & Culture Journal, Acoustic Space, Dialog of Arts. Инициатор и руководитель программы УФ ГЦСИ «Искусство. Наука. Технологии» (2007–2011). Постдок, исследователь в Берлинском университете имени Гумбольдта.
14:30
Уильям Уриккио «Почти что: телеграфия и телевидение — уроки частичного присутствия»
Исследователь медиа, профессор MIT, научный руководитель MIT Open Documentary Lab и Co-Creation Studio, а также профессор Утрехтского университета (Нидерланды). Обладатель стипендий Гуггенхайма, Фулбрайт, Гумбольдта, а также премий Berlin и Mercator; был научным сотрудником/феллоу Американской академии в Берлине. Автор множества публикаций, среди которых "Reframing Culture", "We Europeans? Media, Representations, Identities", "Media Cultures", "Many More Lives of the Batman", сотни эссе и главы книг, а также «белая книга» на тему инноваций в документальном кино (momentsofinnovation.mit.edu). Одна из его недавних работ — книга "COLLECTIVE WISDOM: Co-Creating Media within Communities, across Disciplines, and with Algorithms".
15:00
«По-прежнему, касание невозможно: спустя десятилетия постоянного контакта и присутствия in absentia»
Сатоми Сугияма — профессор программы Коммуникации и медиаисследования. Она получила докторскую степень в Университете Рутгерса с диссертацией о мобильной связи и моде. Ее научные и педагогические интересы включают новые коммуникационные технологии и межличностные отношения, культуру и изучение моды. В данный момент Сугияма исследует изображения умной одежды и использования эмодзи среди молодежи. В последние годы она была членом аттестационной комиссии и приглашенным лектором для магистерской программы передовых исследований в области дизайна взаимодействия в университете SUPSI, Швейцария.
15:30
Показ фильма Welcome to Erewhon
Фильм — свободная интерпретация философской басни, опубликованной в 1872 году британским писателем Сэмюэлем Батлером. В вымышленном городе Эревон автоматизация рассматривается как эволюция «машинных» видов, сравнимая с эволюцией биологических видов, однако последняя идет более быстрыми темпами. Эта гипотеза управляет привычками и жителями в мельчайших аспектах их жизни. Люди, животные и растения связаны в облаке, которое обрабатывает все ментальные вещества. Алгоритмы могут дать голос мертвым. Вот как дух Сэмюэля Батлера все еще может витать в образах города.
«По-прежнему, касание невозможно:
спустя
десятилетия постоянного контакта и присутствия in absentia»
Уильям Уриккио
«Почти что: телеграфия и телевидение — уроки
частичного присутствия»
Ксения Федорова, «Чувственное
действие и
проприецептивный
акт»
Смотреть запись
Секция 3, Телехаптика
16:00
Артист ток. Кен Риналдо
16:00 - 18:30
Интердисциплинарный художник и профессор Школы искусств и наук Университета штата Огайо. Его работы выставлялись в таких музеях и галереях, как Biennale of Electronic Arts (Австралия), Exit Festival (Франция), Transmediale Berlin (Германия), The OK Center for Contemporary Art (Австрия), ARS ELECTRONICA (Австрия), The Kiasma Museum of Contemporary Art (Финляндия), The Museum of Contemporary Art (Чикаго, США), и других.
16:30
Александр Капитонов
Кандидат технических наук, декан факультета инфокоммуникационных технологий и доцент факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО. Постоянный участник международных и всероссийских конференций. Консультант лаборатории «Физики полупроводниковых структур» ФТИ им. Иоффе в области управления металлоорганической газофазной эпитаксии. Тренер команд победителей всероссийских соревнований в области робототехники.
17:00
Владимир Белый
Глава венчурного фонда Alpha Robotics Venture. Ученый, обладатель премии British Invention Award за вклад в развитие науки. С 2005 года под его руководством реализуются комплексные инновационные проекты в области робототехники и искусственного интеллекта, широко востребованные не только в России, но и за рубежом, в бизнесе и на уровне интересов стран.
18:00
Видео артист ток. Фредерик Де Вильде
17:30
Артист ток. Гвинола Вэгон, Стефан Дегутин, Пьер Касу-Ногез
Гвинола Вэгон – художник и преподаватель Университета Париж VIII. Сооснователь (вместе с Алексисом Шазаром) художественной группы Cela Étant и со-основатель проекта Nogo Voyages (вместе со Стефаном Дегутаном, 2007), а также проекта LOPH (2011). Автор множества инсталляций с использованием звука и движущегося изображения, представленных во Франции и за рубежом – таких, как Blackpool Manchester, Globodrome, Hypnorama, Discothèque sauvage, Mute and Cyborgs dans la brume. Куратор выставки "Voyages dans les données du monde" на фестивале Rencontres d'Arles в Марселе, 2013. Соруководитель Медиумы медиа, исследовательского проекта о технологиях и мистических практиках.
Фредерик - междисциплинарный художник, работающий на стыке искусства, науки и технологий, исследующий понятия невидимого, неразборчивого и нематериального. Фредерик очарован «темной» экологией и невидимыми территориями, радикальными сдвигами, которые накладывает развитие технологий на общество и нашу «окружающую среду». Обладатель награды Ars Electronica Next Idea Award в 2010 году и награды Best European Collaboration Award between an artist and scientist за успешную коллаборацию между художником и ученым.
Стефан Дегутан исследует то, что и как будет происходить после того, как человек станет архаикой. Его работы включают в себя видео, интерактивные инсталляции и перформансы и книги. Большинство работ сделаны в соавторстве с Гвенолой Вэгон. Их совместные работы направлены на критический анализ интернета, алгоритмов, урбанизму и др. В 2019 году он защитил диссертацию на тему организации городских пространств под руководством Антуана Пикона в университете Paris-Est-Marne-la-Vallée. Он преподает в l'École Nationale Supérieure des Arts Décoratifs.
Пьер Кассу-Ногес - писатель и философ. Ключевая тема его работ - роль художественной литературы в создании форм жизни и форм рациональности. Его последняя книга «Технофикции» (Cerf, 2019) представляет собой сборник рассказов, в которых исследуются воображаемые основы нескольких современных технических аппаратов.
Пьер Кассу-Ногес - профессор кафедры философии Университета Париж 8-Винсен-Сен-Дени, соредактор журнала SubStance.
Смотреть запись
Секция 4, Телеприсутствие
18:30
Артист ток. Анастасия Алехина
18:30 - 21:00
Междисциплинарная художница. Финалист грантовой программы «Искусство и Технологии 2019» музея Гараж и финалист конкурса Nova Art 2019. Ее работы находятся в фонде Мультимедиа Арт Музея и в постоянной экспозиции art&science проекта «Новая Антропология». Работает в технологических жанрах искусства на пересечении разных дисциплин. Исследует эстетические и экзистенциальные вопросы современности, будущее носимых устройств и телесности. Работает со звуком в экспериментальных направлениях, используя самодельные аналоговые инструменты, компьютерные алгоритмы, синтез и «найденные звуки».
19:00
Артист ток. Патрик Лихти
Медиахудожник, куратор и теоретик, исследующий, как медиа влияет на наше восприятие реальности. В настоящее время он является доцентом анимации в Университете Зайеда, ОАЭ.
19:30
Артист ток. Анаиса Франко
Художница. С 2006 года она создает произведения в Medialabs и резиденциях в Medialab Prado, Mecad, MIS, Hangar, Taipei Artist Village, Mediaestruch, Cite des Arts в Париже и ZKU в Берлине. Она выставлялась в Америке, Европе и Азии.
20:30
Показ фильма «Хореку. Истории Тухардской тундры»
20:00
Артист ток. Дэвид Боуэн
Художник и педагог, чьи работы были представлены на многочисленных групповых и персональных выставках в США и за рубежом. Работы Боуэна посвящены эстетике, которая возникает в результате интерактивных и генеративных процессов, поскольку они связаны с пересечением естественных и механических систем. В настоящее время он является профессором скульптуры и физических вычислений в Университете Миннесоты, Дулут.
«Хореку. Истории Тухардской тундры» — мультимедийный антропологический VR-проект.
Во время работы над проектом художники совершили две экспедиции в Тухардскую тундру, в кочевье ненцев-оленеводов. Они провели в тундре около месяца, общаясь с кочевниками и собирая аудио- и видео материал. Взгляд VR-камеры еще непривычен для нас и не стал частью визуального языка масс-медиа, политики, журналистики и других агентов, спекулирующих медиаобразами. На этом основывается работа с материалом и ритмом фильма — камера наблюдает за происходящим вокруг, не выделяя приоритетные образы рамкой кадра. Сайт проекта: http://horeku.ru/
Смотреть запись
Секция 5. Telecorporeality
21:00
Артист ток. Анна Толкачева, Андрей Носов
21:00 - 23:00
Анна Толкачёва. Медиахудожник, исследователь, куратор, поэт. Участник множества выставок и фестивалей в России и Европе. Соучредитель издательства «Красная ласточка». Преподаватель в нескольких художественных лабораториях. Лауреат гран-при международного фестиваля сверхкоротких фильмов ESFF 14. Лауреат конкурса видеопоэзии «Пятая Нога» (2012, 2016). Стипендиат Google Awards (2013-2014).
21:30
Евгений Малышкин
Доктор философских наук, автор ряда статей, посвященных структурам памяти и распределенности. Автор книги «Две метафоры памяти» (СПбГУ, 2011), соавтор и редактор коллективной монографии «О распределенности: практики и концепты» (РХГА, 2020). Шерингианец, профессор факультета свободных искусств и наук СПбГУ.
22:00
Артист ток. Флориама Кандеа
Художница живет и работает в Бухаресте, предмет ее исследований - объекты и то, как их можно переизобрести при помощи различных медиа. Она работает с эстетикой научных визуальных материалов (визуальные схемы классификаций, модифицированная макро фотография), и другие инструменты научных исследований, которые можно преобразовать в художественные практики.
Куратор, видеохудожник, медиапродюсер. Соучредитель издательства «Красная ласточка». Научный сотрудник Приволжского филиала ГЦСИ (2011-2017).
22:30
Артист ток. Денис Протопопов
Художник, работающий на пересечении исследований, технологий, медиа, визуальных и перформативных искусств. Режиссер медиаспектакля «4.48». Лауреат премии «Взлет», специалист в области новых медиа. Сайт художника: https://denisprotopopov.ru/
23:00
Перформанс генеративной музыки. Реник Белл
Лайвкодер, импровизирующий с современной электронной музыкой с помощью разработанной им системы Conductive с использованием функционального программирования на языке Haskell. Его исследования лежат в поле лайвкодинга, алгоритмической музыки и искусства, электронной музыки, эстетики и интерфейсов.
Смотреть запись
Запись трансляции
начало 20 июня в 12:00
Кураторы
Наталья Федорова — куратор, художник и исследователь. В качестве куратора она основала 101.Фестиваль технологического искусства, который проходит на нескольких площадках Санкт-Петербурга, в том числе на Новой сцене Александринского театра и в Планетарии № 1. Ее кураторская деятельность включает также лаборатории медиаискусства в Театре Наций (Москва) и Большом драматическом театре (Санкт-Петербург), Музее современного искусства «Гараж» (Москва), VAC. Ее работы демонстрировались на таких фестивалях, как «Манифеста», "ISEA", "EVA" и др.
Алия Сахариева является директором Центра искусства и науки Университета ИТМО, администрирующего магистерскую программу в области «Art&Science» и программу Art.ITMO.Residency для медиа художников.
Выпускница Уорикского университета («Экономика, политика и международные исследования») и студентка Факультета истории искусств, Алия интересуется научно-технологическим искусством, отношениями между искусством и политикой, а также менеджментом в сфере культуры и искусства.
Партнеры
Национальный исследовательский университет ИТМО

Лаборатория Новых Медиа,
Новая сцена Александринского театра

Концепция фестиваля
Это определенно конец глобального мира, который был нам знаком.

Возможно, мы не слишком свободно передвигались, но это передвижение было основой деятельности.

Те самые информационные технологии, которые определяли, отслеживали и отделяли нас стали соединять и связывать, не переставая при этом принадлежать глобальным корпорациям. Свободное передвижение по-прежнему доступно только товарам и машинам. Еще свободным как никогда стало телеприсутствие. Ему и посвящён онлайн фестиваль All in One. В серии онлайн дискуссий, артист токов, лекций мы хотим понять, что можно передать на расстоянии: тембр голоса, теплоту взгляда, запах, касание? Что может тронуть на расстоянии и заставить изменить ощущения - телехаптика - касание на расстоянии становится нашей центральной темой.

Возможно сейчас интернет действительно стал тем постинтернетом, о возможности существования которого мы и не подозревали. Означает ли это, что будут поставлены новые ограничения, или телеприсутствие - останется неподцензурным, а лишь читаемым. Что включилось в него, а что нет? Удобно ли образованию и искусству в зуме?

До пандемии мы хотели посвятить фестиваль тому как машины используют людей. Сейчас ясно что нужно уточнить этическую оптику - теперь интересно понять, что связывает людей, кроме коммуникативных машин, и какие из этих связей выдержат пандемию.

Развитие искусственного интеллекта подсказывает следующую точку эволюции техники - воспроизводство без посредства человека. Это будет мир машин для машин, роль в котором людей предстоит определить. Будут ли университеты будущего обучать не работать? Сведется ли коммуникация между индивидумами к таблице эмотиконов, доступной в одинаковой степени машинам, людям и животным. Можно ли будет в структуре этого надзирательного капитализма вообще говорить об индивидууме, или это будет дивидуум, часть личности, которого будет надежно хранится на удаленных серверах.

Телеприсутствие и его возможности - особый опыт, из исключительности которого мы постепенно выходим, но который останется в нашей общей истории чувств и истории скуки, истории работы и истории праздности. Мы хотим зафиксировать это измененное состояние и понять его свойства. Ясно, что телехаптика остается возможным будущем отношений между людьми. Мы приглашаем художников, философов и инженеров порассуждать об этом опыте вместе с нами.