На лекции будут критически рассмотрены современные направления преодоления гуманизма. Предложенные проекты нового материализма и различные неорационалистические движения в борьбе с антропоцентризмом лишь усиливают тайное торжество гуманизма: первые производят гуманизацию всех населяющих мир существ и объектов, а неорационалисты придают человеческие черты кибернетическим машинным операциям. Одной из альтернатив подобной регуманизации материализма является возвращение к диалектике. В ходе лекции мы наметим контуры диалектической натурфилософии, отталкиваясь от наследия немецкого идеализма, советского марксизма и современных дискуссий о возрождении материалистической диалектики.

Одной из главных тем современной спекулятивной мысли является преодоление гуманизма. Однако часто остается незамеченным тот факт, что это преодоление происходит одновременно в двух противоположных направлениях.

С одной стороны, новые материалисты, объектно-ориентированные онтологи и темные экологи отвергают гуманистическое представление о человеческой исключительности: человек для них оказывается всего лишь одним из множества природных существ, обладающих собственной агентностью. Поэтому в той или иной степени они переносят человеческие свойства на все объекты окружающего мира.

С другой стороны, различные неорационалистические движения (такие как акселерационизм, прометеизм и ксенофеминизм) обвиняют гуманизм в том, что, консервативно понимая человеческую сущность, он слишком сильно связывает ее с различными природными ограничениями. Неорационалисты видят возможность преодоления консервативного гуманизма в отождествлении человеческой сущности с интеллектом, который способен самостоятельно переопределять условия собственного существования. В пределе такой человеческий интеллект должен стать «общим искусственным интеллектом», получившим полную независимость от своей изначальной природы.

Таким образом, поражение гуманизма в современной спекулятивной мысли оборачивается его тайным торжеством: новые материалисты производят гуманизацию всех населяющих мир существ и объектов, а неорационалисты придают человеческие черты кибернетическим машинным операциям.

Одной из альтернатив подобной регуманизации материализма является возвращение к диалектике. Именно диалектическое понимание натурфилософии позволяет одновременно мыслить человека как погруженного внутрь природных процессов и способного к их активному преобразованию.
лекция Антона Сюткина
22 ноября 2020
Дети слабой природы:
диалектическая натурфилософия
и будущее гуманизма
Антон Сюткин — старший преподаватель Университета ИТМО, магистр Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Исследователь современной диалектической философии.
grounding@itmo.ru
мы используем куки-файлы
ok